воскресенье, 10 февраля 2013 г.

японские дальние бомбардировщики

Самый массовый армейский бомбардировщик Японии во Второй Мировой войне Ki-21-II воевал от Северного Китая до Австралии, с первого и до последнего дня войны. Уже в 7:00 8 декабря 1941 г. «Сэлли» нанесли удары по американским базам на о. Лусон (Филиппины). В 1943-1944 гг. Ki-21-II играли важную роль в обороне Новой Гвинеи. Но к концу 1944 г. армейские авиагруппы получили «Мицубиси» Ki-67, и большая часть оставшихся в лётном состоянии Ki-21 была переоборудована в транспорты и самолёты специального назначения. Самой известной боевой операцией таких переоборудованных безоружных самолётов стал прорыв девяти Ki-21-IIb к Окинаве 24 мая 1945 г. Единственный долетевший самолёт сумел совершить аварийную посадку на авиабазе Ёнтан, доставив 12 д

Один из самых известных снимков Ki-21-IIb, сделанный с борта американского бомбардировщика над одним из аэродромов Новой Гвинеи в 1944 г. Хорошо видны парашюты широко применявшихся мелкокалиберных осколочных бомб.

К началу большой войны все армейские дальнебомбардировочные авиагруппы, нацеленные на Бирму, Малайю и Сингапур были перевооружены Ki-21-IIa, лишь 61-я группа осваивала Ki-49. Первые месяцы войны «Сэлли» успешно поддерживали войсковые операции в Индокитае, но затем возросшая активность истребителей союзников явно показала слабость их оборонительного вооружения. Верхний пулемёт не позволял защищаться от атак с пикирования вследствие малого калибра и малых углов обстрела. Поэтому в 1942 г. после выпуска 590 Ki-21-IIа в серию была запущена «Модель 2B» (Ki-21-IIb), в которой «оранжерею» верхнего стрелка заменили круговой турелью с педальным приводом и 12,7-мм пулемётом «Тип 1». К концу года экипаж защитили дополнительными бронеплитами, и в таком виде бомбардировщик выпускался до сентября 1944 г., когда с конвейера сошёл последний Ki-21-IIb 688.

Тем временем Накадзима срочно разрабатывала новый проект бомбардировщика по требованиям армии от 1938 г. Самолёт должен был выполнять боевые задания без истребительного прикрытия, и потому должен был иметь надёжную защиту экипажа и бензобаков, мощное пулемётно-пушечное оборонительное вооружение, на 15% большую скорость и почти в два раза большую дальность, чем Ki-21-I. Конструкторы фирмы, используя опыт производства Ki-21, спроектировали среднеплан с крылом малого удлинения, что должно было улучшить маневренность на малых высотах. В центроплане разместили 6 протектированных баков, ещё два в консолях. Ki-49 первым из японских самолётов получил хвостовую турель и 20-мм пушку в верхней турели в дополнение к традиционным пулемётам в носу, нижней и бортовых установках. Десять прототипов испытывались с августа 1939 г. до марта 1941 г., когда «Армейский Тип 100 тяжелый бомбардировщик Модель 1» «Накадзима» Ki-49 был принят на вооружение. С августа 1941 г. началось перевооружение 61-й авиагруппы на Ki-49, с февраля 1942 г. Ki-49 использовался в боях над Китаем, а позднее в Новой Британии и Новой Гвинее, получив у союзников кодовое имя «Хелен». Мощности двух радиальных двухрядных «Накадзима» Ha-41 по 1250 л.с. явно не хватало самолёт даже с минимальной бомбовой нагрузкой управлялся плохо, а скорость была не достаточна для ухода от истребителей. С августа 1942 г. начались поставки «Модели 2A» (Ki-49-IIa) с 1450-сильными двигателями «Накадзима» Ha-109, а затем и «Модели 2B» (Ki-49-IIb), получившей 12,7-мм пулемёты взамен мелкокалиберных. Однако лётные характеристики остались неудовлетворительными. Всего до января 1944 г. было выпущено 819 машин всех модификаций, которые так и не смогли заменить Ki-21 в армейских бомбардировочных частях.

Но уже в ноябре 1939 г. командование потребовало повысить скорость и потолок бомбардировщика в надежде, что на большой высоте он будет в безопасности от истребителей. Прототипом Ki-21-II послужил первый серийный Ki-21-Ic, на который установили новые двигатели «Мицубиси» Ha-101 («Армейский Тип 100») взлётной мощностью 1500 л.с. и 1540 л.с. на высоте 2600 м, а также новые винты большего диаметра. Колёса теперь полностью убирались в мотогондолы, ещё раз была увеличена площадь хвостового оперения. Испытания успешно прошли в марте 1940 г., и с декабря 1940 г. «Модель 2A» (Ki-21-IIa) начала замещать предыдущую на конвейере.

Приборная панель Ki-21-II [4].

Проекции Ki-21-Ic и Ki-21-IIb.

В июне-июле 1939 г. 12 Ki-21-Ia из 61-й авиагруппы участвовали в Номонганском инциденте (Халхин-Гол), причём в условиях господства советской авиации безвозвратные потери составили 6 машин. Слабость оборонительного вооружения проявилась со всей очевидностью, и с августа 1939 г. в серию пошла новая «Модель 1B» (Ki-21-Ib), получившая два дополнительных 7,7-мм пулемёта Тип 89: один переносной для стрельбы через окна в центральной части фюзеляжа за крылом, второй - дистанционно-управляемый в хвосте. Сверху устанавливалась спарка 7,7-мм пулемётов с 10 магазинами на ствол. Бензобаки были защищены многослойной резиной. Были увеличены бомбоотсек, площадь закрылков и вертикального оперения. А вскоре в серию была запущена следующая «Модель 1С» (Ki-21-Iс), получившая второй бортовой пулемёт, возможность установки дополнительного бака в бомбоотсеке, и, в качестве компенсации, узлы внешней подвески бомб. Возросший вес заставил усилить шасси. До февраля 1941 г. Мицубиси выпустила 120 Ki-21-Ib и 160 Ki-21-Ic, а общий выпуск Ki-21-I Накадзимой составил 351 машину.

Армия требовала как можно быстрее и больше Ki-21-Ia просто потому, что не имела современного среднего бомбардировщика. Основная тяжесть боёв в Китае легла на бомбардировщики флота «Мицубиси» G3M, что ослабляло позиции армейского штаба в борьбе за контроль над всей дальнебомбардировочной авиацией. Уже осенью 1938 г. была сформирована и направлена в Китай 60-я армейская авиагруппа с 30 Ki-21-Ia, а весной 1939 г. к ней присоединились 58-я и 61-я авиагруппы. Несмотря на то, что к осени 1938 г. Китай получил от СССР несколько сотен истребителей И-15 и И-16, боевые потери Ki-21-Ia оставались умеренными, по крайней мере, по сравнению с потерями флотских G3M2 и армейских «Фиат» Br.20. Помогали и высокая скорость (432 км/ч), и прочность конструкции.

«Армейский Тип 97 тяжелый бомбардировщик Модель 1A» «Мицубиси» Ki-21-Ia был разработан в 1936 г. в рамках требований армии на скоростной бомбардировщик для нанесения ударов по удалённым целям на обширных территориях Китая и Советского Дальнего Востока. Прототип, взлетевший 8 декабря 1936 г, всего через 10 месяцев после получения заказа, был двухмоторным цельнометаллическим среднепланом полумонококовой конструкции с работающей обшивкой, бомбоотсеком в фюзеляже под крылом, гидравлическим приводом закрылков и стоек шасси, частично убираемых в мотогондолы. Прочное тонкое крыло имело три лонжерона, поэтому бензобаки разместили в фюзеляже. В ходе доработок и испытаний, продолжавшихся ещё 10 месяцев, было увеличено хвостовое оперение, изменены кабины штурмана и стрелка и расположение пулемётных точек, увеличен запас топлива. Двигатели двухрядные 14-цилиндровые звёзды «Накадзима» Ha-5 (Армейский Тип 97) мощностью 950 л.с. по конструкции были аналогичны американским двигателям тех лет, а металлические винты изменяемого шага производились по лицензии фирмы Гамильтон. Три мелкокалиберных пулемёта (типа Виккерс времён Первой Мировой войны, 6 магазинов по 69 патронов на каждый) размещались в носовой, верхней и нижней люковой установках. В ноябре 1937 г. Ki-21 был принят на вооружение, победив в сравнительных испытаниях конкурирующий проект «Накадзима» Ki-19. Серийные машины поставлялись заводом Мицубиси в Нагойе с весны 1938 г., но потребность армии в этом самолёте была так высока, что с августа Ki-21-Ia выпускали второй завод Мицубиси в Оте и завод бывшего конкурента в конкурсе фирмы Накадзима.

К концу 1941 г. основу воздушных сил японской армии составляли авиагруппы, вооруженные «Мицубиси» Ki-21-IIa (кодовое имя у союзников «Сэлли»), а ударные наземные авиагруппы флота были вооружены устаревшими «Мицубиси» G3M (кодовое имя «Нэлл») и новейшими «Мицубиси» G4M1 (кодовое имя «Бетти»). Все три самолёта были, без сомнения, этапными в развитии ВВС Японии на момент создания они по лётным данным соответствовали однотипным самолётам других стран, а по взлётно-посадочным характеристикам и дальности полёта превосходили многих.

«Каваниси» H8K2, 1943 г. [1]

H8K1, январь 1941 г. [2]

Действительно тяжелым японским бомбардировщиком была лишь превосходная летающая лодка «Каваниси» H8K («Эмили», 2 тонны бомб, четыре двигателя по 1680 л.с., дальность 7100 км), выпущенная в количестве 167 экземпляров. Четырёхмоторные бомбардировщики «Накадзима» G5N и G8N так и не вышли из стадии прототипов, о чем будет рассказано ниже. Объясняется этот факт тем, что в конце 30-х годов Императорская Япония готовилась лишь к «молниеносной войне». Армия уже много лет успешно продвигалась в Китае и готовилась к захвату ресурсов Юго-Восточной Азии и Индокитая, где, при отсутствии истребительного противодействия, имевшиеся двухмоторные бомбардировщики должны были справиться со своей ролью. Да и в случае нападения на СССР, как показали бои на Халхин-Голе и у озера Хасан, требовалось лишь повысить скорость и оборонительную мощь имевшихся самолётов. Флот же готовился к разгрому флотилий США и Великобритании, поддержке последующих десантов на острова, удалённые друг от друга на тысячи километров, а затем и к защите протяжённых морских коммуникаций. Поэтому главными параметрами морских бомбардировщиков считались большая дальность и способность наносить торпедные удары по кораблям противника. Так армия и флот сделали ставку на двухмоторные бомбардировщики со средней бомбовой нагрузкой и без серьёзной защиты экипажа и жизненно-важных узлов, причем для армии главным параметром была скорость, а для флота дальность.

Анализируя состав и действия японской дальнебомбардировочной авиации во Второй Мировой войне, историки обычно отмечают два фактора. Во-первых, борьбу Императорских Армии и Флота за контроль над военно-воздушными силами, которая привела к распылению сил и средств как в боях, так и в производстве: дублировались все компоненты, начиная от самолётов и двигателей и заканчивая разными патронами для бортового оружия. Во-вторых, у Японии не было тяжелых дальних бомбардировщиков в понимании западных стратегов, ведших тотальную воздушную войну (в духе "доктрины Дуэ") ковровыми бомбардировками промышленных центров, военных баз и мирных городов, не было четырёхмоторных «летающих крепостей», способных доставлять бомбовый груз в несколько тонн на расстояние в тысячи километров на больших высотах без истребительного прикрытия.

Японские дальние бомбардировщики.

Стальные монстры

Комментариев нет:

Отправить комментарий